Процессы социальной дифференциации. <= вернуться назад
Мнение историка Л. М. Пятецкого:
Рост ремесла и торговли подорвали устои первобытных отношений и способствовали возникновению и развитию раннефеодальных отношений.
Состав отельных
семей, входивших в территориальные общины, был различным. Следует учитывать
разный уровень их благосостояния и накопленных богатств, неравенство угодий,
основанных на началах трудовой заимки, захват богатыми и многочисленными
семьями прилежащих земель и угодий и т. п. – все это создавало условия для
имущественного и социального расслоения сельской общины. Племенная знать
использовала свое богатство, свою власть и авторитет для подчинения своих
соплеменников. Князья и дружинники собирали с сельского люда дань, которую
превращали в товар и реализовывали на рынках Константинополя и других городов.
Торговля разлагала общину, способствуя еще большему укреплению экономически
могущественных семейств.
Господствующая
верхушка в древнерусских источниках выступает перед нами под названием князей,
дружинников, бояр, старой чади и т. п. Вырастает господствующая верхушка из
старой племенной знати и из местных богатых людей (старой, или нарочитой чади).
Захватывая земли
и угодья, накапливая ценности, создавая военную дружинную организацию, совершая
походы для захвата военной добычи и пленников, превращаемых в рабов, собирая
различные поборы, древнерусская знать отрывалась от племенных и общинных объединений. Господствующий класс
превращался в силу, стоящую над обществом и подчиняя себе раннее свободных и
равноправных общинников.
Итак, во главе
восточнославянских союзов становятся князья из племенной знати. Их окружала
бывшая родовая знать – «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы решались
на народных собраниях вечевых сводах.
Существовало у
восточных славян обще племенное ополчение («полк», «тысяча», разделенная на
«сотни». Во главе их стояли тысяцкие и сотские.
Постепенно
вокруг князя складывается организация профессиональных воинов – дружина.
Дружина делилась на младшую, из которой выходили послы и княжеские управители,
и младшую, жившую при князе и обслуживающую его двор и хозяйство. Дружинники по
поручению своего князя собирали с покоренных племен дань. Дань обычно брали «от
рала» - от слова рало (прим. авт. сайта: еще «с дымки», т. е. с каждого дома, а
в нем обязательно был дымоход). Походы дружинников за сбором дани получили
название «полюдье» (от слова «люди»).
Несколько иной
точки зрения на этот вопрос придерживаются Кацва Л. А., и Юрганов А. Л
Во-первых, они
считают, что с появление дружины, княжеская воля перестала зависеть от
народного собрания, а дружинники стали
зависеть только от полученной добычи. Князья собирали дань с общин.
Во- вторых, они считают,
что выделение знатной верхушки еще не означало широкого распространения
имущественного неравенства, ссылаясь на археологические данные. Считают, что
расслоению в обществе на первых парах препятствовали традиции и обычаи.