Культура Киевской Руси <= вернуться назад
Устное народное творчество.
Былины – новый жанр,
возникший в X в. Большинство былинных сюжетов связанно со
временем княжения Владимира Святославича
- временем единства и могущества Руси, успешной борьбы со степными
кочевниками.
Истинный герой эпоса –
герой-богатырь, олицетворявший сам народ. Любимейший народный герой – Илья
Муромец, крестьянский сын, воин-патриот, защитник «вдов и сирот». Народ воспел
и крестьянина пахаря Микулу Селяниновича.
Существовала устная поэзия и
в княжеско-дружинной среде. В дружинных песнях прославлялись князья и их
подвиги. Устное народное творчество продолжало жить и развиваться после
появления письменной литературы
Письменность.
Создание славянской азбуки
связывают с именами византийских монахов-миссионеров Кирилла и Мефодия. По
мнению ряда исследователей, на рубеже IX-X вв. на территории
Болгарского царства, в результате синтеза греческого письма и элементов
глаголицы, возникла азбука, получившая позднее название «кириллица». Более
легкий и удобный алфавит – кириллица – со временем вытеснил глаголицу и стал
единственным у южных и восточных славян.
Основным жанром
раннесредневековой письменной литературы стало летописание – ежегодные записи
событий по летам. Летописания включали в себя библейские сюжеты, сказания,
тексты дипломатических документов.
Одним из первых памятников
летописания является «Повесть временных
лет» (ПВЛ), написанная монахом Киевско-Печерского монастыря Нестором («Откуда
есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити, и откуда Русская
земля стала есть», ок 1113 г.).
ПВЛ рассказывает историю
Русской земли, начиная с расселения славян и легендарных князей Кия, Щека и
Хорива.
Появление житийной
литературы.
Образцом житейской
литературы является «Сказания о Борисе и Глебе». Культ Бориса и Глеба, убитых в
1015 г. своим братом Святополком (?), имел глубокий политический смысл.
Проводилась идея, согласно которой все русские князья – братья.
Нестора считают автором
жизнеописаний Бориса и Глеба, игумена Феодосия. В «Чтении о Борисе и Глебе»
Нестор усилил назидательные и церковные элементы.
Важные социальные,
политические и нравственные проблемы затронуты в «Поучении» Владимира Мономаха.
Существовал жанр хождений. Например,«Хождение» игумна Даниила на восток ок.
1107 г. – первого известного нам русского паломника. Даниил посетил святые
места в Иерусалиме и описал свое путешествие.
Большинство памятников
письменности домонгольского времени погибло во время пожаров и иноземных нашествий.
Сохранилось всего ок. 150 книг. Древнейшими из них являются «Остромирою
Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира
в 1057 г. и два «Изборника» князя Святослава Ярославича (1073 и 1076 годов).
Одним из древнейших
памятников русской литературы является «Слово о законе и благодати»». Оно
написано в 30-40-е годы XI в. священником Илларионом,
который стал позднее первым русским митрополитом. Илларион использовал форму
церковной проповеди и создал политический тракт. Идея равноправия всех
христианских народов независимо от времени их крещения – главная мысль «Слова»,
которое пронизано патриотическим пафосом, гордостью за Русскую землю, «которая
ведома и слышима есть всем конци земля».
Наиболее выдающимся произведением древнерусской литературы
является «Слово о полку Игореве». Личность автора «Слова…» не установлена, т.
к. подлинник произведения не сохранился. До нас дошел один из списков,
сделанный неизвестным переписчиком.
В основу сюжета положено
описание исторического факта – неудачного похода на половцев
новгород-северского князя Игоря Святославича весной 1185 г. Автор называет
главную причину поражения русских войск – междоусобные смуты русских княжеств.
Он призвал к единению русских земель и преодолению княжеских междоусобиц.
«Плач» Ярославны, жены Игоря, по своему мужу можно отнести к лучшим лирическим
страницам отечественной литературы.
Архитектура.
До конца X в. на
Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые
традиции деревянного строительства. Некоторые формы деревянного зодчества в
последствии повлияли на каменную архитектуру. После принятия христианства
начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были
заимствованы из Византии. На Руси получил распространение крестово-купольный
тип храма. Внутренне пространство здания расчленялось четырьмя массивными
столбами, соединенными попарно арками, возводился «барабан», завершавшийся
полусферическим куполом.
Первой каменной постройкой
была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X в. греческими мастерами.
Церковь была разрушена монголо-татарами в 1240 г. В 1031-1036 гг. в Чернигове
был воздвигнут греческими зодчими Спасо-Преображенский собор – самый
«византийский», по мнению специалистов, храм на Руси.
Вершиной южнорусского
зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве, построенный в
1037-1054 гг. греческими и русскими мастерами. Стены сложены из рядов тесного
камня, чередующихся с рядами плоского кирпича (плинфы). Такая же кладка стен
была у большинства храмов Киевской Руси.
Вслед за киевской Софией
были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Новгородская София
(1045-1050) значительно отличается от киевского собора. Для нее характерны
некоторые художественные и конструктивные решения, не известные ни
южнорусскому, ни византийскому зодчеству. Это объясняется связями Новгорода с
Западной Европой и влиянием Романской архитектуры.
Новгородская София Проще,
лаконичнее, строже своего киевского оригинала.
Новгородские постройки
начала XII в.: Николо-Дворищенский собор (1113), соборы Антониева (1117-1119) и
Юрьева (1119) монастырей, церковь Иоанна на Опоках (1127). Шатровые церкви,
колокола.
Каменное строительство во
Владимиро-Суздальской земле на рубеже XI-XII вв. Возведение Владимиром
Мономахом собора в Суздале. Наивысшего расцвета каменное строительство
достигает во второй половине XII –
начале XIII вв. Оно носило парадный и торжественный характер.
Большого подъема достигло
строительство во Владимире при Андрее Боголюбском. Возводились городские
укрепления, от которых сохранились белокаменные Золотые Ворота. В загородной
княжеской резиденции Боголюбове был сооружен замок, состоявший из комплекса
построек, окруженных стенами с белокаменными башнями. Собор Рождества
Богородицы являлся центром всего ансамбля. В 1158 –1161 гг. был построен
Успенский собор, богато декорированный
резным камнем.
Шедевром древнерусской
архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165), которая отличается
совершенством и легкостью пропорций, стройностью и устремленностью в высь.
Традиции и приемы, выбранные
мастерами владимирской школы, продолжали развиваться в Суздали,
Юрьеве-Польском, Нижнем Новгороде. Георгиевский собор Юрьева-Польского
(1230-1234) был покрыт декоративной резьбой сверху донизу.
Памятники зодчества Галицко-Волынской
земли сохранились плохо. 30 каменных построек известны лишь по археологическим
раскопкам. Образцом Галицкой архитектуры был Успенский собор, сооруженный в
Галиче при Ярославе Осмомысле. Особенность Галицкой архитектуры состояла в
органическом соединение византийско-киевской пространственной композиции с
романской строительной техникой и элементами романского декоративного
убранство.
Живопись.
От живописи
Владимиро-Суздальской Руси
домонгольского времени до нас дошли фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского
соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Наилучшей сохранностью
отличается фреска Дмитриевского собора с изображением «Страшного Суда».
К Владимиро-Суздальской
школе относятся несколько больших икон XII – начала XIII
веков. Самой ранней из них является «Боголюбская Богоматерь» (сер. XII в.)
стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери» - иконе
византийского происхождения. Известна икона «Дмитрий Солунский». Предпологают,
что это портретное изображения князя Всеволода Большое Гнездо.
Литература: Л. М. Пятецкий.
История России для старшеклассников и абитуриентов. – Т.I. – М.:
Московский Лицей,1998.432 с.