Князь Владимир Святославич, его реформы по укреплению русской             государственности (крещение Руси).

 

 

Внутренняя политика.

-                        Владимир усмирил желание варягов брать дань с Киева, т. к. они помогли захватить его.

-                        Языческая реформа 980-981 гг. (Л. М. Пятецкий). Владимир систематизировал  языческих богов, выделив шесть. Главный – Перун, затем Хорс, Даждьбог, Стрибог, Смаргла и Мокоша. Правда современные историки считают, что укрепить язычество в данном виде не очень-то удалось, ремесленники, например, все равно больше чтили Сварога, купцы – Велеса и т. д. Перуну, как главному богу, в большей части поклонялась дружина.

-                        Посадил своего дядю, Добрыню, в Новгороде.

 

Внешняя политика.

-                        981 г. – походы на Ляхов (поляков, Пермышль, Червень (юго-западная Русь)).

-                        982 г. - Повторный поход на Вятичей (в районе р. Сож), была возложена большая дань.

-                        983 г. – захват земель ятвягов (граничили с Полоцким княжеством – областью между средним течением р. Неман и верховьем р. Нарев, т. н. Судовией)

-                        984 г. – покорение Радимичей, после битвы на реке Пишане. Они потеряли полностью политическую самостоятельность.

-                        985 г. – победоносный поход на Болгарию, после чего был завершен мир.

-                        Меры по укреплению границ государства: Четыре оборонительных рубежа на юге, крепости стояли на расстоянии от 15 до 20 км. Состояли из крепостей, из валов, сигнальных вышек. Владимир за час мог узнать о приближении печенегов.

 

 

                                    Принятие Христианства.

 

-                            Дата дискуссионная, называют 987,988,989 и даже 990 г., но в любом случае  с 987 по 990 год на большей Части Руси оно утвердилось.

-                        Еще Ольга ок. 955 г. приняла христианство, но сына Святослава не смогла уговорить сделать это. К моменту крещения в Киеве была уже была церковь св. Ильи.

-                        В «ПВЛ» есть рассказ о том, как Владимир отправил послов в другие страны затем, чтобы они посмотрели, какая религия лучшая.

Отвергнутые религии//причины:

Ислам – запрещено пить вено;

Иудаизм – нет родины;

Католицизм – Не был принят даже при Ольге, т. к. глава церкви имел плохую характеристику: обвинялся во многих грехах.

         -      Причины принятия христианства:

1.     Язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей, торговли. Византия – могущественная страна во многих отношениях.

2.     Язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси. Язычество – пережиток первобытной демократии.

3.     Требовалась новая идеология, которая помогла бы утверждению новых отношений: господства и подчинения.

4.     Монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси.

5.     Появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, обещая им лучшую жизнь в ином мире.

 

                          Крещение Владимира I.

 

Две точки зрения:

1.     В Киеве ( или в 35 км. от него в г. Василеве). В начале он, потом дружина, затем киевляне.

2.     В Корсуне, после захвата города. И второй раз в Киеве.

 

Как удалось Владимиру I избежать политической зависимости от Византии?

 

Владимир оказал военное давление на императора Византии. В 987 г. на Русь прибыли византийские послы с просьбой помочь подавить против императора Фоки. Владимир согласился при условии, что за него выдадут замуж Анну – сестру Византийского императора. Но следующий приезд посольства затягивается, и Владимир совершает поход на Корсунь, как военное давления. После него Анну прислали, был проведен обряд венчания. Затем Владимир «заболел», лечащие врачи и окружение советуют креститься ( у византийского священника), он крестится, неожиданно выздоравливает, и крестится вся Русь.

                          

                         Методы христианизации.

I.                  Насильственный. Доказательство – крещение Новгорода: «огнем и мечем».

II.               Не все соглашаются с первым способом, т. к. в мировой практики в подобных случаях крестилась только верхушка власти, а народ отвергал. А. И. Клебанов считает, что насильственный вариант не может укоренить веру. Язычество соответствовало первобытному строю, коллективному обществу. С  исчезновением этого строя возникает потребность в большей индивидуальной свободе личности. А православие допускает прямое общение между человеком и богом: «просите и получите». Церковь же присваивает роль посредника – претендует на «земное небо». Так же кроме официального варианта христианства существовал еще и народный. Например, в 18. веке народ трактовал законы в свою пользу, подобно он мог трактовать и законы бога, которые проповедовало христианство. Панченко и Гумилев считают, что христианство было воспринято равнодушно: люди соглашались с князем и дружиной, но в душе оставались язычниками.

III.           В религиозной литературе говорится, что население единодушно приняло христианство. Но есть факты, когда люди бежали в леса, крещение Новгорода и т. п. Следовательно версия заведомо неверна.

 

  Меры искоренения языческих пережитков, принимаемые православием.     1.Введение двойников языческих богов: богиня плодородия – Макошь, а в христианстве – Параскева Пятница.

2.Языческие праздники приурочивали, скрещивали с христианскими: Масленица (крашенные яйца – символ оплодотворения земли, блины – солнце), Ивана Купала (очищение огнем), Вербное воскресенье (культ растений).

3.Демонизация богов: говорили, что утаскивают в омут и т. п.

 

 

Последствия крещения.

 

1.     Смягчение нравов славя: 10 заповедей – гуманны. Например, нельзя было приносить пленных рабов в жертву богам.

2.     Христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения.

3.     Рассвет Русской средневековой культуры, которая в основе своей была религиозна: первые переведенные книги (с латинского языка – Византия), на созданный язык Кирилла и Мефодия. Появились фреска, мозаика, книжная миниатюра, живопись, в архитектуре (церковной) – крестово-купольный тип храма.

4.     Укрепление политического единства Киевской Руси. Например, церковь поддерживала князя и патриотический настрой перед Куликовской битвой.

5.     Уравнение Руси с Европой на международной арене, укрепились связи с христианизированными странами.

 

                                               <= Вернуться назад



Сайт управляется системой uCoz