Князь Владимир Святославич, его реформы по укреплению русской государственности (крещение Руси).
Внутренняя
политика.
- Владимир усмирил желание варягов брать дань с Киева, т. к. они помогли захватить его.
- Языческая реформа 980-981 гг. (Л. М. Пятецкий). Владимир систематизировал языческих богов, выделив шесть. Главный – Перун, затем Хорс, Даждьбог, Стрибог, Смаргла и Мокоша. Правда современные историки считают, что укрепить язычество в данном виде не очень-то удалось, ремесленники, например, все равно больше чтили Сварога, купцы – Велеса и т. д. Перуну, как главному богу, в большей части поклонялась дружина.
- Посадил своего дядю, Добрыню, в Новгороде.
Внешняя
политика.
-
981 г. – походы на Ляхов (поляков, Пермышль, Червень (юго-западная
Русь)).
-
982 г. - Повторный поход на Вятичей (в районе р. Сож), была возложена
большая дань.
-
983 г. – захват земель ятвягов (граничили с Полоцким княжеством –
областью между средним течением р. Неман и верховьем р. Нарев, т. н. Судовией)
-
984 г. – покорение Радимичей, после битвы на реке Пишане. Они потеряли
полностью политическую самостоятельность.
-
985 г. – победоносный поход на Болгарию, после чего был завершен мир.
-
Меры по укреплению границ государства: Четыре оборонительных рубежа на
юге, крепости стояли на расстоянии от 15 до 20 км. Состояли из крепостей, из
валов, сигнальных вышек. Владимир за час мог узнать о приближении печенегов.
Принятие Христианства.
-
Дата дискуссионная, называют 987,988,989 и даже 990 г., но в любом
случае с 987 по 990 год на большей
Части Руси оно утвердилось.
-
Еще Ольга ок. 955 г. приняла христианство, но сына Святослава не смогла
уговорить сделать это. К моменту крещения в Киеве была уже была церковь св.
Ильи.
-
В «ПВЛ» есть рассказ о том, как Владимир отправил послов в другие
страны затем, чтобы они посмотрели, какая религия лучшая.
Отвергнутые
религии//причины:
Ислам –
запрещено пить вено;
Иудаизм
– нет родины;
Католицизм
– Не был принят даже при Ольге, т. к. глава церкви имел плохую характеристику:
обвинялся во многих грехах.
1.
Язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы,
тормозило развитие международных связей, торговли. Византия – могущественная
страна во многих отношениях.
2.
Язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси.
Язычество – пережиток первобытной демократии.
3.
Требовалась новая идеология, которая помогла бы утверждению новых
отношений: господства и подчинения.
4.
Монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти,
способствовал единению Руси.
5.
Появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии,
которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей,
обещая им лучшую жизнь в ином мире.
Крещение
Владимира I.
1.
В Киеве ( или в 35 км. от него в г. Василеве). В начале он, потом
дружина, затем киевляне.
2.
В Корсуне, после захвата города. И второй раз в Киеве.
Как
удалось Владимиру I избежать политической
зависимости от Византии?
Владимир оказал военное давление на императора Византии. В 987 г. на Русь прибыли византийские послы с просьбой помочь подавить против императора Фоки. Владимир согласился при условии, что за него выдадут замуж Анну – сестру Византийского императора. Но следующий приезд посольства затягивается, и Владимир совершает поход на Корсунь, как военное давления. После него Анну прислали, был проведен обряд венчания. Затем Владимир «заболел», лечащие врачи и окружение советуют креститься ( у византийского священника), он крестится, неожиданно выздоравливает, и крестится вся Русь.
Методы христианизации.
I.
Насильственный. Доказательство – крещение Новгорода: «огнем и мечем».
II.
Не все соглашаются с первым способом, т. к. в мировой практики в
подобных случаях крестилась только верхушка власти, а народ отвергал. А. И.
Клебанов считает, что насильственный вариант не может укоренить веру. Язычество
соответствовало первобытному строю, коллективному обществу. С исчезновением этого строя возникает
потребность в большей индивидуальной свободе личности. А православие допускает
прямое общение между человеком и богом: «просите и получите». Церковь же
присваивает роль посредника – претендует на «земное небо». Так же кроме
официального варианта христианства существовал еще и народный. Например, в 18.
веке народ трактовал законы в свою пользу, подобно он мог трактовать и законы
бога, которые проповедовало христианство. Панченко и Гумилев считают, что
христианство было воспринято равнодушно: люди соглашались с князем и дружиной,
но в душе оставались язычниками.
III.
В религиозной литературе говорится, что население единодушно приняло
христианство. Но есть факты, когда люди бежали в леса, крещение Новгорода и т.
п. Следовательно версия заведомо неверна.
Меры искоренения
языческих пережитков, принимаемые православием. 1.Введение двойников языческих богов: богиня плодородия –
Макошь, а в христианстве – Параскева Пятница.
2.Языческие праздники
приурочивали, скрещивали с христианскими: Масленица (крашенные яйца – символ
оплодотворения земли, блины – солнце), Ивана Купала (очищение огнем), Вербное
воскресенье (культ растений).
3.Демонизация богов:
говорили, что утаскивают в омут и т. п.
1.
Смягчение нравов славя: 10 заповедей – гуманны. Например, нельзя было
приносить пленных рабов в жертву богам.
2.
Христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских
обычаев: убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что
способствовало увеличению населения.
3.
Рассвет Русской средневековой культуры, которая в основе своей была
религиозна: первые переведенные книги (с латинского языка – Византия), на созданный
язык Кирилла и Мефодия. Появились фреска, мозаика, книжная миниатюра, живопись,
в архитектуре (церковной) – крестово-купольный тип храма.
4.
Укрепление политического единства Киевской Руси. Например, церковь
поддерживала князя и патриотический настрой перед Куликовской битвой.
5.
Уравнение Руси с Европой на международной арене, укрепились связи с
христианизированными странами.