Страна в середине 80-х – 1990 гг.

 

 

СССР В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ (1985 - 1991

               ГГ.)

 

         

 

 

Предпосылки реформ. К середине 80-х годов СССР

оказался в состоянии глубокого экономического,

политического и социального кризиса системы.

Произошло падение темпов роста в промышленности (с

8,4% в конце 60-х гг. до 3,5% в начале 80-х гг.) и

производительности труда (с 6,3% до 3%

соответственно). Сложилась кризисная ситуация в

сфере потребительского рынка и финансов (в том числе

в связи с понижением мировых цен на нефть к началу

80-х гг.). Экономический застой компенсировался

большим удельным весом военных затрат в бюджете.

Для экономики был характерен остаточный принцип

финансирования социальной сферы, науки и культуры.

Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг.

(по сравнению с 1966-1970 гг.) уменьшились в 2,8 раза.

После смерти Л.И. Брежнева (ноябрь 1982 г.)

Генеральным секретарем стал Ю.В. Андропов,

скончавшийся в феврале 1984 г. после тяжелой болезни.

Высший пост в государстве занял 73-летний К.У.

Черненко, скончавшийся в марте 1985 г. Подобная

“смена” власти еще более подрывала авторитет и

доверие к ее представителям не только со стороны

граждан СССР, но и мирового общественного мнения. К

середине 80-х годов несостоятельность

сверхдержавных претензий СССР стала очевидной. Его

союзниками в основном были слаборазвитые

государства “третьего мира”. Бессилие советской

военной мощи демонстрировала и зашедшая в тупик

афганская авантюра. Все это происходило на фоне

усиления экономического и технологического отставания

СССР от развитых стран мира, в которых к тому

времени осуществлялся переход к информационному

(постиндустриальному) обществу.

 

Сущность политики перестройки. Вступление СССР

в эпоху радикальных преобразований (перестройки)

относится к апрелю 1985 г. Как обычно инициатива этого

процесса исходила “сверху” и была вызвана новой

расстановкой сил в высших эшелонах власти. Лидером

начавшихся преобразований выступил новый

Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев,

избранный на этот пост на мартовском 1985 г. Пленуме

ЦК КПСС. Новый курс предполагал модернизацию

советской системы, внесение структурных и

организационных изменений в хозяйственные,

социальные, политические и идеологические механизмы.

Идеология перестройки претерпела определенную

эволюцию: от задачи совершенствования социализма и

необходимости его ускорения к признанию М.С.

Горбачевым некоторых либерально-демократических

ценностей: разделения властей, парламентаризма,

гражданские и политические права человека. Ставилась

задача создания в СССР гражданского (правового)

общества. В рамках демократизации происходило

оформление политического плюрализма. В 1990 г. была

отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая

монопольное положение КПСС в обществе. Это открыло

возможность для формирования легальной

многопартийности в СССР. Вводились альтернативные

выборы народных депутатов СССР. Наметилась

тенденция производственной демократизации.

Составной частью политической реформы стало

создание института президента в СССР. III Съезд

народных депутатов (март 1990 г.) избрал Президентом

СССР М.С. Горбачева. 12 июня 1991 г. в результате

выборов на альтернативной основе президентом

РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. В условиях

нестабильного положения и усиления центробежных сил

одной из важнейших задач М.С. Горбачева стала

проблема реформирования СССР и заключения нового

соглашения между республиками. Союзный договор

суверенных государств в Ново-Огарево (апрель 1991 г.),

известный как соглашение “9+1”, а также последующий

проект соглашения о создании Союза Советских

Суверенных Республик предоставлял значительные

права республикам и превращал центр из управляющего

в координирующий. 17 марта 1991 г. в СССР прошел

референдум, в ходе которого абсолютное большинство

граждан высказалось за сохранение союзного

государства в обновленном виде.

 

Проблемы реформирования экономики. Ключевым

понятием в стратегии экономических реформ М.С.

Горбачева являлось ускорение производства средств

производства, социальной сферы, научно-технического

прогресса. Приоритетной задачей в этом смысле было

признано ускоренное развитие машиностроения как

основы перевооружения народного хозяйства.

Одновременно упор делался на укрепление

производственной и исполнительской дисциплины (меры

по борьбе с пьянством и алкоголизмом). Экономическая

реформа 1987 г. осуществлялась в соответствии с

концепцией хозрасчетного социализма. Реформа

способствовала формированию частного сектора. В

1988 г. были приняты Закон о кооперации и Закон об

индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). Получили

развитие арендные отношения. Однако не было принято

закона о передаче земли в частную собственность.

Концепция ускорения не дала ожидаемого эффекта.

План перехода к рынку в течение 500 дней (отсюда его

название программа “500 дней”) был предложен

экономистами С. Шаталиным и Г. Явлинским. Под

давлением консерваторов М.С. Горбачев отказался от

поддержки этой программы Проведение экономической

реформы второй половины 1980-х гг. характеризовалось

в целом непоследовательностью и половинчатостью. В

ходе преобразований не произошло реформирования

кредитной, ценовой политики, централизованной системы

снабжения. С 1990 г. началось общее сокращение

производства в промышленности и в сельском

хозяйстве.

 

Заключительный этап перестройки. Распад СССР.

Распад СССР явился результатом воздействия

объективных и субъективных причин. Среди первой

группы факторов: неудачи экономических реформ,

неэффективность унитарной централизаторской модели

государственного управления, осуществлявшейся в

горбачевский период; кризис коммунистической

идеологии, ослабление КПСС и последующая ликвидация

партийно-политической монополии, составлявшей основу

СССР; отсутствие разработанной национальной

политики; движение за национальное самоопределение

республик, активизация местных политических элит,

лидеров национальных движений; внешнеполитический

фактор. Определенную роль в разрушении СССР

сыграли субъективные причины: менталитет самого

лидера перестройки и связанные с этим ошибки,

непоследовательность в проведении курса реформ. К

осени 1988 г. произошел раскол в лагере демократов. В

нем выделилось радикальное крыло (во главе с

лидерами - А.А. Сахаровым и Б.Н. Ельциным).

Весной-летом 1990 г. прибалтийские, а за ними и другие

республики СССР, включая Россию, приняли декларации

о национальном суверенитете. Их деятельность

ускорила начало дезинтеграционного процесса на

территории СССР. Одновременно с ростом оппозиции

союзным структурам власти начался процесс распада

КПСС. В течение 1989-1990гг. из состава КПСС вышли

компартии прибалтийских республик. 19-21 августа 1991

г. произошла попытка переворота консервативными

руководителями СССР с целью сорвать намеченное на

20 августа заключение соглашения и восстановить

власть центра и КПСС. 23 августа 1991 г., после

подавления путча в Москве, был подписан указ о

роспуске КПСС. М.С. Горбачев отказался от поста

Генерального секретаря ЦК. В сентябре был распущен

Съезд народных депутатов СССР. Крушение

коммунистического режима вызвало процесс

сепаратистских тенденций. Сразу после подавления

августовского путча о своем выходе из СССР заявили

три республики Прибалтики. 8 декабря 1991 г. на Минской

встрече трех президентов – России, Украины и

Белоруссии было заявлено о прекращении

существования СССР и образовании Содружества

Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате

одиннадцать бывших союзных республик поддержали

“Беловежское соглашение”. Последствия распада СССР

имели тяжелый характер для народов всех бывших

союзных республик. Нарушились политические и

экономические контакты между республиками

(суверенными государствами), последовал разрыв

кооперационных связей. На территории постсоветского

пространства произошло обострение межнациональных

отношений, что вызвало территориальные конфликты во

многих регионах (между Азербайджаном и Арменией;

Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией). Возникла

проблема беженцев.

 

 

Итоги. В период перестройки (1985-1991 гг.) в

советском обществе была окончательно разрушена

система тоталитарного режима. Общество стало

открытым внешнему миру. На волне демократизации в

СССР оформились политический плюрализм,

многопартийность, начали формироваться элементы

гражданского общества. Однако экономические

реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу

80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно

исчерпали свой творческий потенциал. В результате

вслед за очищением социализма от тоталитаризма

последовал крах самой социалистической системы.

Крушением СССР завершился горбачевский период

перестройки.

 

 

      Вопросы для самопроверки

 

 

1.Какие факторы обусловили необходимость

перестройки в СССР?

 

2. Чем можно объяснить половинчатость и

непоследовательность курса экономических реформ

СССР в 1985-1991 гг.?

 

3. Покажите эволюцию взглядов М.С. Горбачева на

характер политических изменений в обществе.

   ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ГОДЫ

         ПЕРЕСТРОЙКИ

 

 

           

 

 

Изменение внешнеполитического курса. Проблема

“Восток-Запад” в международных отношениях. С

приходом нового руководства произошла смена

внешнеполитической стратегии. Среди приоритетных

направлений во внешней политике СССР второй

половины 80-х годов стали: смягчение напряженности

между Востоком и Западом посредством переговоров с

США о разоружении; урегулирование региональных

конфликтов; признание существующего миропорядка и

расширение экономических связей со всеми

государствами. С приходом М.С. Горбачева

оформилась новая философско-политическая

концепция, получившая название “новое политическое

мышление”. В результате советско-американских

переговоров было заключено соглашение об

уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса

действия (Договор от 8 декабря 1987 г.). В 1991 г. был

подписан Договор об ограничении стратегических

наступательных вооружений (СНВ-I), положивший конец

периоду конфронтации. Были достигнуты соглашения о

развитии гуманитарного сотрудничества, экономических

отношений СССР с США. СССР выступил с целым

рядом новых инициатив по разоружению: о ликвидации

ядерного оружия к 2000 г.; об одновременном роспуске

ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций

(май 1987 г.) и др. Свидетельством нового подхода к

международным делам стало согласие СССР на

объединение Германии (1990 г.). В Европе к 1990 г.

ликвидировались советские и американские ракеты

средней и меньшей дальности, причем они уничтожались,

и не могли быть перебазированы в другие регионы. При

этом СССР сохранял военное преимущество в танках и

личном составе, а НАТО имели ядерное превосходство.

Со своей стороны западные страны, прежде всего США

и Англия, по-прежнему увязывали расширение торговых

связей с политическими изменениями внутри СССР,

включающими расширение гуманитарных связей,

контактов между частными лицами.

 

Отношения со странами Центральной и Восточной

Европы и развивающимися странами. Несмотря на

заявления о деидеологизации международных

отношений, в отношениях с союзниками по блоку ОВД

СССР продолжал следовать принципам

“социалистического интернационализма”. Советский

внешний фактор сыграл решающую роль в массовых

выступлениях против тоталитарных режимов и развитии

антикоммунистических революций в странах ЦВЕ.

Изменения в бывших союзных странах

непосредственным образом сказались на позиции СССР

в этом регионе. В 1989 г. начался вывод советских войск

из стран ЦВЕ. Одновременно последовал разрыв

традиционных экономических и военных связей СССР с

Восточной Европой, что также больно ударило по

советским интересам. Весной 1991 г. состоялся

официальный роспуск СЭВ и Организации Варшавского

Договора. Советская дипломатия активно включилась в

процесс урегулирования межрегиональных конфликтов,

в частности ближневосточного кризиса. Отказ

Советского Союза от прямого вмешательства в

гражданские конфликты привел к ослаблению в этих

странах военного противостояния и началу поисков

национального согласия. Значительно сокращены были

размеры предоставляемой этим странам безвозмездной

помощи. 15 февраля 1989 г. завершился вывод

советских войск из Афганистана, что сделало

возможным возобновление диалога между СССР и КНР.

Советская дипломатия также прилагала усилия для

нормализации отношений с нетрадиционными

партнерами - Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем

и др.

 

 

Итоги внешнеполического развития. Советская

внешняя политика периода перестройки базировалась на

концепции нового политического мышления. Благодаря

ей произошло ослабление международной

напряженности, и, в первую очередь, противостояния

СССР и США. Инициатива прекращения “холодной

войны” при этом принадлежала Советскому Союзу.

Задуманные М.С. Горбачевым радикальные реформы

невозможно было осуществить без резкого сокращения

военно-промышленного комплекса который подчинил

себе всю хозяйственную деятельность. С этой точки

зрения столь важное значение имели последствия

демилитаризации всей общественной жизни: разрушение

психологии “осажденной крепости”, отказ от применения

силы, перевод творческого потенциала народа в русло

созидательной деятельности. Сложное экономическое

положение заставило руководство СССР пойти на

уступки Западу в целях получения финансовой помощи и

политической поддержки. В конце 80-х гг. стало

очевидным, что Советский Союз выходит из “холодной

войны” утратившим положение сверхдержавы.

 

 

      Вопросы для самопроверки

 

 

1. Что было сделано во времена Горбачева для

реализации концепции “нового политического мышления”?

 

2. Чем было вызвано вмешательство СССР в дела

Афганистана?

 

3. Оцените характер изменений геополитического

положения СССР за годы перестройки, покажите его

положительные и отрицательные стороны.