РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 1991 - 1999 ГГ.

 

       

   Этапы экономической модернизации

 

 

1991-1993 гг. Декларация о суверенитете РСФСР была

принята еще в рамках СССР 12 июня 1990 г. После

распада Союза Россия из составной федеративной

части союзного государства превратилась в

самостоятельную федерацию. Она объявила себя

правопреемницей СССР и унаследовала всю союзную

собственность, расположенную на ее территории,

включая остатки золотого запаса. Россия лишилась

прямого выхода к мировым путям на Западе и на Юге;

прекратилась инвестиционная деятельность, прервались

кооперационные связи в рамках СССР и СЭВ;

произошло падение производства, сокращение объемов

товарооборота и ухудшение его структуры. Главной

задачей либерально-приватизационного курса реформ,

проводимого вице-премьером российского

правительства Е.Т. Гайдаром, являлось тотальное

разрушение монополии государства на хозяйственную

деятельность. С этой целью предполагалось

проведение следующих мер: свободное

ценообразование (в целях ликвидации товарного

дефицита); либерализация торговли; массовая

приватизацию жилья, госпредприятий. Курс реформ

предполагал первоначальную либерализацию цен, затем

переход к приватизации, осуществление жесткой

финансово-кредитной системы. Результаты реформ

оказались глубоко противоречивы. С одной стороны, в

России был введен рынок, либерализована торговля,

ликвидирован товарный дефицит. Российская

приватизация выполнила задачу демонтажа механизма

централизованного управления экономикой. С другой

стороны, продолжился спад промышленного

производства (он составил 35%). В 1990-1993 гг. при

увеличении номинальных доходов населения их

реальный уровень также снизился. Центральным

положением реформы явились новые цены, которые

выросли в 100-150 раз. Высокая инфляция привела к

падению курса рубля, сделала невозможной

финансово-денежную стабилизацию. В ходе процесса

приватизации (продажи акционированных предприятий)

произошло перераспределение собственности, в итоге

значительная часть бывшего национального достояния

сосредоточилась в руках менее, чем 10% населения

страны.

 

 

1993-1994 гг. В декабре 1992 г. Е.Т. Гайдар ушел в

отставку с поста и.о. премьер-министра. Новым главой

правительства был избран В.С. Черномырдин (бывший

руководитель нефтяной и газовой промышленности

СССР). Новым правительством при сохранении общего

направления движения в сторону рынка ставка была

сделана на поддержку государственных (в т.ч.

убыточных) предприятий. Особое внимание было

уделено топливно-энергетическому и оборонному

комплексам. Протекционизм являлся главной чертой

политики Черномырдина. К концу 1993 г. было

приватизировано почти 40 тыс. предприятий. Выросло

количество частных банков (2000) и бирж (303). В

сельском хозяйстве на долю предприятий с

государственной формой собственности приходилось не

более 15% земельных угодий (24000 колхозов).

Продолжился спад производства: в промышленности он

составил 16,2%, в сельском хозяйстве - 4% по

сравнению с 1992 г. Прекратили свою деятельность 14

тыс. фермерских хозяйств.

 

 

1995-1997 гг. В рассматриваемый период

правительство В.С. Черномырдина сосредоточило свои

усилия на стабилизации уровня жизни населения,

поощрении предпринимательской деятельности граждан,

целевой поддержке наименее защищенных слоев

населения, привлечении иностранных инвестиций.

Приоритетной задачей была провозглашена жесткая

финансовая политика. Произошло дальнейшее

свертывание промышленности и сельского хозяйства,

главной причиной которого является убыточность

предприятий в мировых ценах, их

неконкурентноспособность на мировом рынке.

Производительность труда в экономике в 1990 г.

составляла 19,4%, в 1995 г. - 13,5%; рост

промышленности: в 1990 г. - 24,3%, в 1995 г. - 16,2%.;

рост сельского хозяйства: в 1990 г. - 20,7%, в 1995 г. -

14,8%. Сократились ассигнования на науку и

образование с 2% до 0,32%. На фоне углубляющегося

экономического кризиса произошло дальнейшее падение

жизненного уровня населения. В марте 1997 г. президент

отправил в отставку правительство, оставив на посту

председателя В.С. Черномырдин (его первыми

заместителями были назначены А.Б. Чубайс; который

стал одновременно министром финансов; и Б.Е.

Немцов). В качестве основных направлений

деятельности нового правительственного кабинета были

названы: реформы правительственного аппарата,

реформирование естественных монополий, пенсионная и

коммунальная реформы. К весне сложная ситуация в

сфере финансов, которая привела к принятию закона о

секвестрировании расходов федерального бюджета

России, который предусматривал сокращение

государственных трат на 108 трлн. руб. (в том числе

снижение на 30% затрат на оборонную промышленность,

сферу культуры и образования). В это же время

произошло ухудшение конъюнктуры мирового рынка:

падение цен на сырье (начало 1998 г.): 30% - на металл и

в два раза - на нефть. Последовал обвал ГКО и других

российских фондов ценных бумаг (снижение котировок

РАО “ЕЭС” и “ЛУКОЙЛ”), наметился рост социальной

напряженности в обществе (“рельсовая война”

шахтеров, демонстрации протеста работников

образования, науки, высшей школы весной 1998 г.). В

марте 1998 г. разразился очередной правительственный

кризис, за которым последовала отставка В.С.

Черномырдина с поста премьер-министра.

Государственная дума утвердила нового главу

правительства С.В. Кириенко (24 апреля 1998 г.).

Последовало заявление нового правительства об

ужесточении бюджетной политики. МВФ выделил 670 млн.

долларов очередного кредита, затем начались

переговоров о предоставлении России

стабилизационного кредита (в размере 10-15 млрд.

долларов) для недопущения девальвации рубля.

Главным условием выдачи России нового кредита от

Мирового банка на 1998 г. явилось требование

дробления естественных монополий. Правительство

Кириенко приняло антикризисную (стабилизационную)

программу. Началась разработка плана продажи

российских энергосистем в частные руки с денежных

аукционов, плана национализации “Газэкспорта” и

направления финансовых потоков от экспорта газа

напрямую (минуя “Газпром”) в бюджет (т.е. попытка

введения госмонополии на экспорт газа). В августе 1998

г. последовал очередной социально-экономический

кризис. Премьер-министр С.В. Кириенко выступил с

заявлением от 17 августа 1998 г. о прекращении выплат

по обязательствам государства и моратории на выплату

долгов зарубежным банкам. 23 августа правительство

С.В. Кириенко было отправлено в отставку.

Последствиями кризиса явилась высокая инфляция –

60%, снижение реальных доходов граждан примерно на

треть, рост цен. ВВП в августе уменьшился на 8,2% по

сравнению с 1997 г., импорт - в 6-7 раз и отсюда

произошло резкое сокращение таможенных пошлин как

традиционного источника доходов в казну. Наступил крах

рыночной инфраструктуры и кризис банковской системы

и рынка ценных бумаг. 11 сентября 1998 г. новым главой

правительства был утвержден Е.М. Примаков. Главными

принципами политики нового состава правительства

стали: борьба против криминализации в сфере

экономики, введение более жесткого государственного

регулирования рынка (в том числе с привлечением

правоохранительных органов), по возможности

ограничение эмиссии в размерах, не допускающих

гиперинфляцию. В правительстве произошло усиление

роли твердых государственников (Е. Примакова, Ю.

Маслюкова (первого вице-премьера, председателя

Мингоскомимущества; В. Геращенко (председателя

Центробанка). Последовало административное

регулирование валютного рынка под руководством

Центробанка РФ, была введена госмонополия на

алкогольную продукцию с 1 октября 1998 г. Размер

внутреннего и внешнего долга РФ в 1998 г. составил

158,8 млрд. долларов (из которых внешний – 143 млрд.

долл.). Правительство предпринимало попытки добиться

реструктуризации долгов по ГКО и новых западных

кредитов, не допустить ареста зарубежных активов

российских банков. При этом мировое финансовое

сообщество пытается навязать России ряд решений,

выгодных Западу (требование повысить НДС, сохранить

высокие пошлины для российских экспортеров, изменить

бюджетное соотношение “центр-регионы”, затормозить

экспорт российских высоких технологий и в 2-3 раза

увеличить первичный профицит бюджета, т.е. еще

сильней урезать социальную сферу). На этом фоне

развернулась борьба в верхних эшелонах власти по

проблемам выхода из кризиса, а в начале 1999 г. В мае

1999 г. правительство Е.М. Примакова было отправлено

в отставку. Новым главой кабинета министров стал С.В.

Степашин.

 

 

Общественно-политическая обстановка в России.

Демократизация политического процесса, начавшаяся в

период перестройки, привела к утверждению принципа

разделения властей в политической системе Российского

государства. Противостояние двух ветвей власти

вызвало в стране глубокий политический кризис. В этой

ситуации Президент защищал позиции радикальных

демократов и их курса реформ. На Всероссийском

референдуме 25 апреля 1993 г. большинство граждан

высказалось за доверие Президенту. Неудачи

экономических реформ курса Президента

активизировали оппозицию, что привело в конечном

итоге осенью 1993 г. к открытому противостоянию двух

ветвей власти. 21 сентября Президент подписал указ, в

котором объявил о роспуске Съезда народных

депутатов и Верховного Совета, проведении в декабре

выборов в новые органы государственной власти и

референдуме о новой Конституции.

 

 

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый

законодательный орган России - двухпалатное

Федеральное Собрание (верхняя палата - Совет

Федерации, нижняя - Государственная Дума). Выборы

проходили по избирательным округам и по партийным

спискам. Четверть голосов избирателей получила ЛДПР

В.В. Жириновского, 15% голосов - “Выбор России” Е.Т.

Гайдара; значительное количество голосов получили

представители КП РСФСР (лидер - Г.А. Зюганов). 12

декабря 1993 г. была принята новая Конституция России.

Российская Федерация (Россия) провозглашалась

президентской республикой. Система Советов на местах

ликвидировалась, их функции переходили к

представителям Президента. Новым органом

законодательной власти объявлялось двухпалатное

Федеральное Собрание. Конституция существенно

упрочила позиции Президента. Он становился

одновременно и главой государства и главой

правительства. Президент сосредоточил в своих руках

всю полноту исполнительной власти и наделялся

существенными законодательными полномочиями

(включая право роспуска Государственной Думы в

случае троекратного отклонения ею кандидатуры

премьер-министра). 17 декабря 1995 г. на выборах в

Государственную Думу из 43 избирательных блоков и

объединений 5%-ный барьер преодолели 4 из них -

КПРФ, ЛДПР, “Яблоко”, проправительственная фракция

“Наш дом - Россия” (не прошли 5%-ного барьера

фракция “Женщины России”, “Выбор России” и др.).

Относительное большинство в Госдуме составили

коммунисты. 16 июня 1996 г. состоялись выборы

Президента России. 3 июля в ходе второго тура победу

одержал Б.Н. Ельцин (40% голосов). Официально в

России в 1995 г. было зарегистрировано 60 политических

партий. При этом они представляли широкий спектр

общественно-политических сил, одно из ведущих мест в

котором занял радикализм. Среди радикальных партий

специалисты выделяют праворадикальные

(националистические, монархические, патриотические,

как, например, ЛДПР); леворадикальные (одна из них -

КПРФ - самая крупная партия России - 1.550 тыс. чел.);

демократические радикалы (Демократический союз;

движение, затем партия “Демократический выбор России

и т.д.). Чрезвычайно важное значение для России имеет

ее национальная политика. Начиная с конца 80-х гг.,

активизировался националистический радикализм.

Возникли конфликты на этнической почве. В автономиях

ширилось движение за государственную независимость и

выход из состава Российской Федерации. Это выдвинуло

перед руководством РФ в качестве приоритетной задачу

сохранения российской государственности на основе

федерализма, децентрализации управления. В 1991 г.

автономные республики в составе РСФСР заявили о

своем суверенитете, автономные области объявили

себя суверенными республиками. Татарстан,

Башкортостан, Саха (Якутия) направляли свои усилия на

выход из состава РФ. Руководство Чеченской

Республики объявило о разрыве связей с

федеральными властями и взяло курс на вооруженное

противостояние с центром во имя достижения

независимости. В целях сохранения государственности в

марте 1992 г. в Москве был подписан Федеративный

договор, где оговаривались полномочия субъектов

федерации и обозначались границы между ними. В 1994

г. на особых условиях к договору присоединился

Татарстан. После распада СССР самой “горячей точкой”

в РФ стал Северный Кавказ. В декабре 1994 г. с целью

“восстановления конституционного порядка” в Чечне

сюда были введены федеральные войска, что привело к

кровопролитной двухлетней войне с чеченским народом,

которую удалось завершить лишь к осени 1996 г. В

октябре 1996 г. в Хасавюрте была достигнута

договоренность о проведении в Чечне президентских

выборов и об откладывании на пять лет вопроса о

политическом статусе Чеченской Республики. 12 мая

1997 г. был подписан Договор о мире и принципах

взаимоотношений между Российской Федерацией и

Чеченской Республикой Ичкерия. После окончания войны

Россия столкнулась с проблемой терроризма на

Северном Кавказе.

 

 

Итоги. С крахом СССР и коммунистического режима в

Российской Федерации начался новый этап

модернизации. Реформы, проводимые в РФ в 1992-1997

гг., привели к демонтажу основных элементов отжившей

административной системы и переходу к экономическим

методам регулирования. Россия вступила на путь

интеграции в мировое хозяйство. Стала реальностью

частная собственность. Либерализация хозяйственной

деятельности, цен и внешней торговли способствовали

активизации потребительского рынка. Удалось

обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля.

Вместе с тем общая экономическая ситуация в стране

оставалась сложной. Продолжившийся спад

производства вызвал обострение социальных проблем,

усиление расслоения общества на богатых и бедных.

 

 

      Вопросы для самопроверки

 

 

1. Назовите основные направления экономических

трансформаций в России после 1991 г.

 

2. Что лежит в основе современных социальных

конфликтов в российском обществе?

 

3. Ознакомьтесь с Конституцией Российской Федерации.

Определите, на каких принципах базируется

государственное устройство России?

   ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ

            ФЕДЕРАЦИИ

 

 

           

 

 

Отношения “Россия – Запад” в условиях новой

геополитической ситуации в мире. Предпочтение во

внешней политике РФ продолжало сохраняться за

западными странами, в первую очередь США. В 1994 г.

ядерные ракеты России и США были перенацелены с

объектов на территории друг друга - в ненаселенные

районы Земли. В совместной декларации двух стран

(Кэмп-Дэвид, 1992 г.) было зафиксировано окончание

холодной войны и заявлено, что Россия и США не

рассматривают друг друга в качестве потенциальных

противников. В январе 1993 г. между Россией и США

был заключен новый договор об ограничении

стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2).

Согласно Договору, к 2003 г. должно быть достигнуто

сокращение ядерного потенциала двух стран на 2/3 по

сравнению с уровнем, определенным Договором

ОСНВ-1. Россия присоединилась также к Конвенции о

запрещении химического оружия. С ослаблением позиций

РФ в странах Центральной и Восточной Европы

российское руководство столкнулось с новой проблемой

- расширением НАТО на восток. Российская дипломатия

пыталась предотвратить вступление бывших членов

ОВД, а также прибалтийских стран в НАТО. Руководство

Североатлантического союза, в свою очередь,

объявило о “промежуточном” варианте сотрудничества с

этими странами - без предоставления статуса

полноправного члена НАТО они могли подписать

программу “Партнерство во имя мира”. К лету 1994 г. ее

подписали более 20 стран Центральной и Восточной

Европы, включая членов СНГ. 22 июня 1994 г. к ней

присоединилась Россия. В 1994 г. был ликвидирован

КОКОМ - организация, осуществлявшая контроль за

торговлей военными и “двойными технологиями” в

соцстраны, что оказалось также чрезвычайно выгодным

для России. В 1994 г. было принято решение о

расширении “семерки” ведущих западных стран за счет

России (при этом речь пока идет лишь об участии ее в

выработке политических, но не экономических решений).

Широкие возможности для равноправного

экономического партнерства России с Западной

Европой открыло соглашение о партнерстве,

подписанное РФ с Европейским сообществом (ЕС) (июнь

1994 г., о. Корфу, Греция). Россия стала полноправным

членом Международного Валютного Фонда (МВФ). На

Западную Европу приходится 73% нашей задолженности

и 80% полученной извне помощи. Кроме того, сегодня

40% российской внешней торговли приходится на ЕС -

главного партнера по модернизации страны, в то время

как доля Восточной Европы во внешнеэкономических

связях РФ сократилась на 2/3, а объем торговли со

странами СНГ с 1991 по 1995 гг. уменьшился с 56 до

20%. Восточное направление выступает на

современном этапе важнейшим резервом наращивания

внешнеэкономической деятельности РФ. Здесь Россия

сохранила прямой выход на мировой рынок, и здесь

сосредоточены ее основные, во многом не освоенные

экспортные ресурсы. Поэтому особое значение

приобретает зона Азиатско-Тихоокеанского региона. В

одного из основных торговых партнеров России в этом

регионе превратился Китай. Существуют перспективы

для развития традиционного сотрудничества с Индией,

Вьетнамом, Кореей. Определенные сдвиги наметились в

торговых отношениях с Японией, Южной Кореей,

странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений).

Хотя в целом восточное направление российской

внешней политики остается пока второстепенным.

 

 

Россия - СНГ. В сферу стратегических интересов

России входят суверенные государства СНГ. Отношения

с ними имеют первостепенное значение как в

политико-экономической, так и в военной сферах. Однако

первые годы независимой России приоритет во

внешнеполитической доктрине отдавался странам

Запада, а не ближнего зарубежья. Лишь с конца 1995 г.

(с приходом в МИД нового министра иностранных дел

Е.В. Примакова) наметились некоторые изменения во

внешнеполитических ориентирах. В странах СНГ Россия

имеет освоенные рынки, где промышленная продукция и

технический опыт РФ могут найти наибольший спрос и

сбыт. В отношениях со странами ближнего зарубежья

российская дипломатия с самого начала столкнулась со

многими трудностями: экономическая дезинтеграция,

проблема формирования национальных армий и раздела

собственности СССР, формирование границ,

невыгодный характер экономического сотрудничества в

условиях перехода на мировые цены торговли

энергоносителями. В отношениях России со многими

бывшими республиками СССР остаются нерешенные

проблемы. Это качается вопроса о правах

проживающего там русскоязычного населения. Кроме

того, в 90-е гг. широкое распространение получила

вынужденная миграция. Появились беженцы. В

1990-1991 гг. процесс реэмиграции русских стал

повсеместным (исключение составляют Украина и

Белоруссия). В отношениях с Украиной существует

проблема статуса Севастополя и условий раздела

Черноморского флота. В долговременной перспективе с

учетом российских стратегических интересов

экономический союз этих стран оказался более

выгоден, чем сепаратизм. В начале 1993 г. был принят

Устав СНГ (который подписали лишь 7 стран).

Практическим шагом на пути интеграции стало

подписание Договора о Содружестве суверенных

республик России и Белоруссии (2 апрель 1996 г.). 2

апреля 1997 г. был подписан договор о Союзе России и

Белоруссии, после чего в обеих странах развернулась

дискуссия по “Уставу союза России и Беларуси”.

Расширение военного сотрудничества в рамках СНГ

было подтверждено Договором о коллективной

безопасности от 15 мая 1992 г. Развитие этого типа

сотрудничества рассматривается как один из важнейших

элементов укрепления национальной обороны и

безопасности стран СНГ. Однако на сегодня остаются

нереализованными многие важные инициативы

интеграции стран СНГ, в том числе по проекту

евро-азиатского экономического союза, Сообщества

Суверенных Республик и др. Разные экономические

возможности, социально-политические системы,

национальные интересы служат серьезным

препятствием на пути провозглашенного Содружества

независимых республик.

 

 

Итоги. После 1991 года Российская Федерация

получила международное признание правопреемницы

СССР во внешней политике и подтвердила свою

приверженность соглашениям и договоренностям по

контролю над вооружениями, решению глобальных

международных проблем, общеевропейскому процессу.

Новое качество российско-американских отношений

явилось движущей силой перемен на международной

арене. Переориентация на Запад не привела к

совершенствованию торгово-экономических отношений.

Россия утратила многие геополитические позиции в мире.

Сегодня РФ продолжает оставаться страной высокого

инвестиционного риска. Перед ней стоит задача

подтверждения роли лидера в рамках СНГ.